понедельник, 3 октября 2011 г.

ИЗБРАННАЯ ВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РАДЗИВИЛЛОВ. СЕМЕЙНЫЕ И СОСЕДСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОДОВИТЫХ МАГНАТСКИХ КЛАНОВ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВ


Стр. 261 


В 1473 году это была собственность Юрия Андреевича СаковичаСаковичи-Насиловские: в то время известная, богатая и влиятельная семья. Николай Николаевич Радзивилл был связан с ними родством. В 1505 г. все угодья этой местности и её население переходят во владельческое и административное право Николая Николаевича Радзивилла. Последний выкупил эту собственность у Яна Юрьевича и Войцеха Саковичей (Насиловских), двоюродных братьев жены Н. Н. Радзивилла, Ольжбеты (Эльжбеты) Богдановны Сакович. И тут особой живописностью и девственностью отличался Уречский (Урецкий) остров. 

 

Ещё одна очень живописная, удалённая от центральных дорог и больших городов местность: Докшицы, впервые упоминающиеся в грамоте великого князя Витовта, выписанной в 1407 г. в Вильне. В ней Войцех Манивид, виленский воевода, участник Грюнвальдской битвы, получил подтверждение на деревни Харецкой волости (повета) и крестьян, обязанных платить оброк. Витовт подарил своему вассалу "медовых данников, т.е. бортников" в сёлах Березино, Гнездилово, Докшицы. У Войцеха был сын Ян, который умер в 1458 г. Дочка Яна Манивидовича вышла замуж за Николая Радзивилловича (Второго), чьи потомки известны под именем Радзивилла. 

В 1520 г. данников Радзивиллов в Хорецком районе насчитывалось всего 316 человек.

Третья часть этих крестьян оказалась у Николая Николаевича Радзивилла (того самого, что имел отношение и к Бобруйску). Как указано выше, он был женат на Эльжбете Сакович


Герб унии, подписанный Саковичем

После его кончины (зима 1521 - 1522 г.) его вдова Эльжбета Сакович и трое его сыновей разделили всю собственность на четыре части, каждому по части. Яну Николаевичу Радзивиллу (жемойтийскому старосте) достались 32 семьи данников из районе Докшиц, которые выполняли разные феодальные повинности (в среднем по 12 грошей на семью). Ян умер в 1542 г., и на нём мужская линия этой ветви Радзивиллов, князей Мядельских и Ганёндских, оборвалась.  

Позже всё состояние Радзивиллов сконцентрировалось в руках дочери Яна Радзивилла Ганны, вдовы легендарного воеводы Станислава Кишки, одержавшего много побед над татарами и москалями. Позже Докшицы станут частью Борисовского повета.

Соседом Радзивиллов и Станислава Кишки был не менее легендарный полководец, Константин Острожский, победивший московитов в знаменитой битве под Оршей. При содействии Николая Николаевича Радзивилла, семьи Кишки и Константина Острожского, выделившего свои собственные земли, в Докшицах в 1514 г. строится православная церковь. После 1596 года эта церковь становится униатской. 

Владельцами в окрестностях Докшиц были и не менее знаменитые князья Чаторыйские, владельцы Логойска.  

Соседские владельческие связи этих влиятельнейших кланов, католиков, православных, кальвинистов и униатов, объясняют многое в политике Великого княжества Литовского; добрососедские связи превращались в подобие партий или клик, а ссоры между соседями (между Радзивиллами и Гаштольдами) и владельческие тяжбы настолько обостряли обстановку, что всё государство начинало лихорадить. 

Хорошо известна ссора Яна Николаевича Радзивилла, старосты жемайтийского, со своим соседом по Докшицам, полоцким боярином Богданом Ивановичем Зиновьевичем-Корсаком, владельцем поместья Голубичи за рекой Березиной (сейчас: Борисовский район). В 1535 г. они оба обратились в суд, обвиняя друг друга в самовольном захвате смежных земель, нападении на поместья, грабеже, и в избиении своих подданных. Ян Радзивилл утверждал, что Богдан Иванович совершил нападение на Тумиловичи. 



Стр. 262 


Еще одна интересная связь между магнатами-олигархами, бывшими первыми лицами в государстве, проходит через Докшицы, и ведёт к роду последних великих киевских князей, Олельковичей, породнившихся с Радзивиллами. Как видим, то, что Радзивиллы были в основном католиками, а Олельковичи православными, смешанным бракам между ними не помешало. 

Как известно из нашего рассказа, последним из сыновей Николая Николаевича Радзивилла был выше упоминаемый многократно Ян Николаевич Радзивилл. После его смерти в 1542 г. эта ветвь рода (князья Мядельские и Ганёндские) угасла, т.к. Ян Николаевич не имел сыновей. Наследство перешло к его сёстрам и дочерям. Сестра Яна Николаевича Радзивилла была женой великого киевского князя Юрия Олельковича-Слуцкого, который одно время владел имуществом в Бобруйске и Бобруйском старостве. Алена получила имения Долгиново и Ваукалата (Вайкалата), какими раньше владела её мать, Эльжбета Богдановна Сакович. Когда Алена умерла в 1546 г., Долгиново и Вайкалата были поделены между её сыном (как и отец, владельцем имущества в Бобруйске), Юрием Юрьевичем Слуцким Олельковичем, и дочерью Софьей, женой пана Ю. А. Ходкевича.  

Радзивиллы были связаны по разным линиям также и с другими могущественными кланами, такими, как Гольшинские, Сапеги, Пацы, тоже в основном православные князья, Нарушевичи, Глебовичи. Более ни менее тот же круг владельцев присутствует и в Бобруйске. 

Теперь пора вернуться назад, и вспомнить о браке дочери Яна Манивида с Ротшильдом Вторым (Николаем). Один из их наследников, пан Алехна Судимонтович, умер в 1492 г., оставив двух дочерей. Младшая их них, Софья, вышла замуж за князя Александра Юрьевича Гольшанского. Так как именно ей досталась вторая половина наследства Манивидов, по мужской линии оно перешло к Гольшинским. После Александра Юрьевича это состояние досталось четырём дочерям и сыну, Павлу Гольшанскому, виленскому архиепископу. Понятно, что, взирая на сан, Павел не имел наследников. Таким образом, Докшицы опять-таки соединили две очень родовитые и могущественные династии соседством и родством. В 1525 г. произведена перепись имущества Ядвиги Александровны Гольшанской, вдовы Яна Литавора Храбтовича. Её часть Докшиц, вместе с другими владениями, Ядвига Александровна подарила перед смертью жене великого князя и короля Зигмунта Августа - Боне Сфорце. Однако, Бона великодушно вернула это имущество Софье Храбтович-Вралевской, дочери Ядвиги. От неё и её мужа это имущество переходит далее к Михаилу Федоровичу, потом к Василию Тышкевичу (1551), владевшему Логойском после князей Чарторыйских. Он же взял в заклад некоторые смежные владения Радзивиллов. 

Брат Ядвиги - Павел, виленский архиепископ, был последним мужским представителей древнего рода князей Гольшанских, ведущих своё родство от легендарного Рюрика. Он умер в 1555 году. Ганна Александровна Гольшанская вышла замуж за Николая Паца, представителя ещё одного знатного рода. Один из племянников, получивших наследство из их имущества: Станислав Пац, который в 1561 г. продал 5 служб в Докшицах с согласия его братьев.  

 

Через Докшицы Радзивиллы имели связи и с Нарушевичами, ещё одним весьма знатным родом.  

Паны-католики, как правило, не препятствовали строительству православных церквей, и сами строили не только католические церкви ("костёлы"), но и униатские, которые были ближе к православию, чем к католичеству. В Докшицах и околице разные церкви основали Радзивиллы, Кишки, Пацы.  

Ещё одна исключительно живописная местность, и тоже вдали от главных дорог и больших городов: это Мядель (Мядели). В XV - XVI веках встречались несколько населённых пунктов с таким названием. В конце 15 столетия они принадлежали двум знатным родам Великого княжества Литовского и Русского: Саковичам и князьям Свирским.   

Сначала современный Мядель и его околица принадлежали Свирским. В конце XV в. часть этих владений переходит к пану Рыгору Станиславовичу Остиковичу (Осьциковичу), после его брака с дочерью князя Петки Романовича Свирского, Александрой. В 1535 г. их сын, Юрий Рыгорович, продал часть своих владений Ольбрехту Мартиновичу Гаштольду. 

Северная часть современного городка Мядель в 1440-х годах принадлежала полоцкому наместнику Андрею Саковичу. В 1494 г. великий князь литовский и польский король Казимир подтвердил права на это имущество Богдану Андреевичу Саковичу. Именно его единственная наследница и вышла замуж в 1510 г. за пана Николая Николаевича Радзивилла. Городок Мядель стал его собственностью.  

В г. князь Ян Янович Свирский с женой Ганной "взяли сыном" виленского воеводу Николая Николаевича Радзивилла и подарили ему свою часть владения Мядели ("Мядело"), какая была присовокуплена к прежней. В 1518 г. на Венском Конгрессе Радзивилл добивался от Императора Священной Римской Империи (Австрии) титуля князя Священной Римской Империи, князя Мядельского и Ганёндского (Ганязского). Это значит, что на этих землях уже был поставлен княжеский замок. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий